Сталинские высотки: заморозка фундамента

06.09.2024
35

В этот день, ровно 77 лет назад, в честь празднования 800-летия Москвы, на восьми площадках столицы, состоялась торжественная церемония закладки Сталинских высоток. Здания, которые поменяли архитектурный облик Москвы, имеют свои беспрецедентные секреты строительства. Один из них – заморозка фундамента – инженерный подвиг на грани фантастики! Метод, который из-за сложности расчётов больше никогда и нигде не применялся.

Возведение первой сталинской высотки на улице Садовая-Спасская, в период с 1947 по 1953 года, стало настоящим вызовом для советских инженеров. Архитектор Алексей Душкин задумал смелый проект, объединив станцию метро "Красные Ворота" с величественным небоскребом. Однако, строительство вестибюля метро прямо под фундаментом высотки потребовало решений, до этого никогда не находивших своего воплощения.

Инженеры Борис Мезенцев, Виктор Абрамов и Яков Дорман разработали технологию заморозки фундамента. Для укрепления основания высотки в водонасыщенных грунтах был сделан 30-метровый прокол, а под южной частью здания созданы эскалаторные ходы для второго выхода из станции метро.
В грунт по периметру будущего котлована глубиной 24 метра были забиты сотни труб, через которые циркулировал специальный рассол, охлажденный до -25 градусов Цельсия.

Замороженный грунт использовался в качестве материала, способного воспринять давление окружающего грунта, а также гидростатическое давление грунтовых вод. К данной операции привлечены ученые геологи, металлурги и даже нефтяники.

Монтаж каркаса 137-метровой башни проводился с отклонением от вертикали. После окончания строительства и оттаивания грунтов, к 1962 году высотка встала «на место». Однако, все-таки с небольшим отклонением.

 
Другая Сталинская Высотка, на Лермонтовской, строилась с намеренным наклоном. Это было необходимо из-за особенностей замороженного грунта: его край со стороны вестибюля должен был подниматься, в то время как противоположный край, под давлением стали и бетона, должен был опускаться.

Сложные расчеты показали, что максимальный подъем фундамента высотной части составит 50 миллиметров, а общий перекос по диагонали (51,2 метра) - 70 миллиметров. Если бы каркас был построен строго вертикально, после оттаивания грунта он бы отклонился от вертикали на 16 сантиметров.

Справедливо сказать, такой способ из-за сложности расчётов больше никогда и нигде не применялся.


Фото: Главархив Москвы
Строительство Сталинских высоток